Реквизиты для уплаты госпошлины

Банк

ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, г. Тула

Получатель

УФК по Тульской области (МИ ФНС по управлению долгом)

Казначейский счет

03100643000000018500

Счет получателя (Единый казначейский счет)

40102810445370000059

ИНН

7727406020

КПП

770801001

БИК

017003983

ОКТМО

79701000

КБК

182 1 08 01000 01 1050 110

Медиация

Примирительные процедуры. Медиация

Согласно части 2 статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, если это не противоречит федеральному закону.

Примирительные процедуры рассматриваются в качестве методов разрешения спора, которые направлены на взаимоприемлемое урегулирование и разрешение возникших разногласий на основе добровольного волеизъявления сторон. При этом стороны могут примириться, как до обращения в суд, так и на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.

Участники спорных правоотношений вправе использовать любые примирительные процедуры, если это не противоречит федеральным законам. Однако наиболее популярными примирительными процедурами на сегодняшний день являются переговоры и медиация, результатами которых является выработка сторонами наиболее оптимального решения конфликтной ситуации.

Переговоры - вид примирительной процедуры, посредством которой стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц без привлечения независимой третьей стороны. В итоге стороны самостоятельно урегулируют конфликт.

Медиация - процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные субъекты спора на основе добровольного согласия и сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо (медиатор), содействующее сторонам в урегулировании конфликта и достижении ими взаимовыгодного соглашения (порядок и особенности проведения процедуры медиации регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Закон о медиации).

Указанные примирительные процедуры обладают рядом положительных качеств:

  • Эффективность: договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, исполняются чаще, чем судебные решения.
  • Невысокие затраты: использование примирительных процедур не влечет необходимость несения судебных расходов; в случае заключения сторонами мирового соглашения возвращается 50% госпошлины.
  • Оперативность: при желании можно урегулировать спор за небольшой временной промежуток.
  • Сохранение деловых связей: в случае примирения деловые отношения сторон не только сохранятся, но и станут еще крепче.
  • Сотрудничество и равноправия сторон: в процессе поиска вариантов урегулирования спора стороны должны содействовать друг другу в достижении конечного результата. Равноправие сторон обеспечивается тем, что ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой.

Возможность сторонам самим управлять и владеть процессом примирения: используя примирительные процедуры, стороны самостоятельно приходят к устраивающему их результату примирения, в отличие от судебного разбирательства, где решение принимается судом.

Конфиденциальность: информация и документы, используемые при проведении примирительных процедур, не подлежат разглашению, если иное не предусмотрено соглашением сторон, что позволяет избежать разглашения конфиденциальной информации.

Нацеленность на удовлетворение интересов каждой из сторон: использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон.

Выбор посредника (медиатора): при использовании некоторых примирительных процедур стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения.

Комфорт, доверие и сотрудничество: отсутствие необходимых элементов процессуальной формы и судебной атрибутики создает психологический комфорт для участников спора, атмосферу доверия и сотрудничества.

Необходимо обратить внимание, что для того, чтобы воспользоваться примирительными процедурами в арбитражном процессе необходимо обратиться к судье с письменным ходатайством об объявлении перерыва в судебном заседании (проведение переговоров) или об отложении судебного разбирательства (проведение переговоров или процедуры медиации).

Результатом примирения в арбитражном процессе по делам, возникающим из гражданских правоотношений, могут явиться:

  • мировое соглашение (ст.   ст. 139 - 142 АПК РФ);
  • отказ от иска (ч. 2 ст. 49 АПК РФ);
  • признание иска (ч. 3 ст. 49 АПК РФ);
  • признание фактических обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ);
  • заключение соглашения о признании обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ).

Результатом примирения в арбитражном процессе по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, могут явиться:

  • соглашение (гл. 15, ст. 190 АПК РФ);
  • отказ от требований (ч. 2 ст. 49 АПК РФ);
  • признание требований (ч. 3 ст. 49 АПК РФ);
  • признание фактических обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ);
  • заключение соглашения о признании обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ).

Особенности переговоров, как вида примирительной процедуры

Переговоры - одно из наиболее простых, распространенных, эффективных и доступных средств урегулирования конфликтов, в том числе в сфере экономики, поскольку переговоры не влекут дополнительных расходов, для их проведения не требуется какое-либо официальное разрешение, они не представляют риска для сторон и направлены на конструктивное обсуждение предмета спора.

Переговоры могут происходить как до, так и после возбуждения дела в суде. Однако чем раньше начнутся переговоры, чем быстрее конфликт будет урегулирован, тем больше преимуществ получат стороны.

Переговоры могут проходить в устной и в письменной формах.

Особой разновидностью переговоров в письменной форме является претензионный порядок урегулирования конфликтов. Суть этого порядка заключается в том, что одна сторона, не довольная нарушением договора другой стороной, пишет ей письменную претензию. Другая сторона должна рассмотреть эту претензию и ответить на нее.

Различают два вида претензионного порядка урегулирования споров: обязательный и добровольный. К добровольному претензионному порядку урегулирования споров стороны прибегают по своей воле при отсутствии закона, который бы обязывал их к этому. Обязательный претензионный порядок состоит в том, что суд не рассматривает заявление до тех пор, пока стороны не соблюли этот порядок.

В Российской Федерации претензионный порядок урегулирования споров является обязательным только в двух случаях: если он предусмотрен законом или если стороны сами договорились о предварительном урегулировании возникших разногласий по договору.

Однако в качестве общего правила установлена добровольность претензионного досудебного порядка урегулирования споров. По большинству правоотношений любое лицо вправе обратиться непосредственно в суд, не предпринимая абсолютно никаких мер по самостоятельному разрешению конфликта. Суд обязан рассмотреть такой экономический спор и вынести по нему решение без учета того обстоятельства, что стороны могли решить этот спор самостоятельно, без обращения в арбитражный суд. Возникает вопрос, насколько такое положение обоснованно особенно в условиях постоянного роста количества споров в судах.

Особенности медиации, как вида примирительной процедуры

В Законе о медиации предусмотрена возможность проведения процедуры медиации, как в порядке досудебного разрешения спора, так и в рамках гражданского, арбитражного или третейского разбирательства.

Процедура медиации предусматривает, что медиатор не навязывает сторонам свое решение конфликтной ситуации, не занимает чью-то сторону, а фокусирует внимание на интересах сторон, которые сами принимают решение по всем ключевым вопросам.

Медиатор вправе проводить конфиденциальные встречи с каждой стороной спора с тем, чтобы получить от них дополнительную информацию, имеющую важное значение для успешного урегулирования конфликта, но которую стороны по каким-либо причинам не могут доверить друг другу. Это помогает определить их общие интересы, которые часто в пылу спора они сами не замечают.

Для проведения процедуры медиации могут быть привлечены как конкретные медиаторы, так и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, одним из основных видов деятельности которых является деятельность по организации проведения процедуры медиации (п. 4 ст. 2 Закона о медиации).

В процессе поиска медиатора, практикующего в конкретном регионе России, можно использовать любые доступные источники информации, начиная от рекомендаций и заканчивая поисковыми системами и специализированными сайтами в сети Интернет.

Также можно обратиться в организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, которая может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации (ч. 3 ст. 9 Закона о медиаци).

Сервис временно не доступен